Экспортеры предлагают лишить Укрзализныцю монополии

2018-10-30 12:09:19
Экспортеры предлагают лишить Укрзализныцю монополии

Пока главным экспортом Украины будет сырье, Укрзализныця будет оставаться весомым звеном экономики.

 

Длина путей УЗ составляет 20 тыс км, что является третьим по величине показателем в Европе. В 1983-1990 годах ежегодно ими перевозился 1 млрд т грузов, однако в 2017 г. объем перевозок упал до 415 млн т.

 

Заказы аграриев в 2017г. были выполнены на 65%, в 2018 – на 45%. Из-за дефицита вагонов и локомотивов в 2018 г. металлурги не смогли экспортировать 700 тыс. т железорудной продукции.

 

Ситуацию можно исправить следующими способами:

  1. Обновить инфраструктуру УЗ бюджетными средствами, против чего выступает правительство.
  2. Повысить тарифы на перевозки, что не удовлетворяет ни экспортеров, ни рядовых пассажиров.
  3. Разрешить экспортерам, в частности металлургам и аграриям, доля которых в грузопотоках УЗ составляет 30% и 16% соответственно, использовать колеи УЗ для перевозки грузов, что очень не нравится Укрзализныце.

 

Три последние года, на фоне сокращения перевозок, УЗ благодаря повышению тарифов демонстрировала улучшение финансовых показателей. В 2015-17 г. общий доход компании вырос с 78,4 до 92 млрд грн, а отчисления в бюджет – с 11,6 до 18 млрд грн.

 

Затраты на ремонт и модернизацию путей и подвижного парка в 2016-2017 г. выросли с 11,2 до 26,9 млрд грн.

 

В 2008-2010 г. УЗ планировала приобрести 145 электровозов и 25 тепловозов, однако купила лишь 45 электровозов. В 2011-2015 г. было запланировано выделение 12 млрд грн для покупки 250 электровозов и 25 тепловозов завода «Лугансктепловоз», однако из-за агрессии РФ поставки сорвались.

 

Сейчас УЗ не хватает 400 локомотивов для перевозки 278 млн тонн.

 

Почти 88% грузов перевозятся электровозами, хотя пока электрифицировано лишь 45% путей. На электрифицированных участках запрещено использовать тепловозы, поэтому ими работают на 55% колей, хотя такие локомотивы переваливают лишь 12% грузов.

 

Недавно Верховная Рада отложила рассмотрение законопроекта №7316 «О железнодорожном транспорте», который предусматривает сохранение монополии УЗ на владение путями и инфраструктурой железной дороги, и позволяет частным компаниям перевозить грузы своими локомотивами. Тарифы должна была бы определять не УЗ или Мининфраструктуры, а комиссия по регулированию железнодорожного транспорта, которая бы также отвечала за безопасность движения, сертификацию и допуск к работе персонала и локомотивов. Перевозки воинских эшелонов и льготников должно оплачивать правительство по поданым заказам.

 

Нормы указанного законопроекта должны быть воплощены в течение 2 лет после принятия ВР. Транспортный комитет одобрил его в мае 2018 г, однако на голосование в ВР его еще не поставили, поэтому остается открытым вопрос, сможет ли УЗ обеспечить перевозку грузов без допуска частных перевозчиков и магистральных локомотивов.