Укрзализныця увеличила тарифы на перевозки на 14,2%
С 30 марта "Укрзализниця" вновь повысила тарифы на грузовые перевозки, теперь на 14,2%, что стало первым этапом внедрения системы автоматической индексации тарифов на индекс цен промышленных производителей. Новая концепция формирования тарифов, которые будут справедливы как для железной дороги, так и для грузоотправителей, будет отработана компанией вместе с участниками рынка до 1 июля 2019 года.
На специально открытом инвестиционном счете Укрзализныця будет накапливать поступления от индексации тарифов, что увеличит эффективность использования полученных финансов.
Следующим этапом совершенствования тарифной политики в компании считают внедрение автоматической индексации тарифов на грузовые перевозки.
Вопрос целесообразности введения автоматической индексации тарифов уже решен, сейчас нужно определиться со сроками. Общая система тарифообразования будет разработана до 1 июля и устранит недостатки действующей системы.
Со своей стороны компания предлагает участникам рынка ежеквартальную индексацию по фактическим изменениям индекса цен промышленных производителей и настаивает на введении инвестиционной составляющей тарифа. При этом ежеквартальная индексация тарифов на грузовые перевозки в размере 2,5% также останется.
Государственная регуляторная служба согласовала решение о повышении тарифов на грузовые перевозки на 14,2% в соответствии с утвержденным кабмином финпланом компании, который помимо вышеуказанного повышения тарифов предусматривает автоматическую индексацию с 1 мая на 2,5%, с 1 августа на 5% и с 1 ноября на 7,5%.
В 2019 году Укрзализныця планирует перевезти 331 млн т грузов, что на 4,8% уступает плану на 2018 год. Поступления от грузоперевозок могут составить 83,991 млрд грн, что на 16,7% или 12 млрд грн превышает план на 2018 год.
Повышение тарифов на перевозки автоматически снизит на 100-200 грн/т закупочные цены на элеваторах, откуда товар отгружают по железной дороге. Это станет дополнительным ударом, особенно для маломощных предприятий, где закрытие станций вследствие малого товарооборота уже привело к удорожанию перевозок на 150-200 грн/т.
Повышение железнодорожных тарифов увеличило объемы перевозок и увеличило нагрузку на автодороги, хотя развитая железнодорожная структура позволяет экспортировать все зерно из Украины. Однако постоянные проблемы Укрзализныци с тягой, топливом или организацией логистики вынуждает производителей покупать автомобили и самим заниматься перевозками зерна к портам.