Эксперты Atria Brokers объясняют почему падают цены на кукурузу и снижается экспортный спрос на пшеницу

2025-12-17 20:44:37
Эксперты Atria Brokers объясняют почему падают цены на кукурузу и снижается экспортный спрос на пшеницу

Брокер Atria Brokers Наталья Левконюк рассказала Latifundist.com о том, почему почти исчезли большие CIF/FOB – контракты на украинскую пшеницу, а цены на кукурузу за несколько недель упали с 211-212 $/т до 203-204 $/т. Она объясняет это проблемами с логистикой, обстрелами портов, высокой стоимостью автоперевозок и стратегией крупных игроков «пересидеть» ситуацию.

 

Проблемы с железнодорожными перевозками сильно усложняют экспорт. Раньше вагоны из центра Украины шли в порты 3-5 дней, а сейчас на это может уйти до 2-3 недель, хотя в последние дни наблюдается определенное улучшение. Автомобили доезжают в порты за 1-2 дня, однако их сложно найти, поскольку большинство транспорта используется в уборке и переработке. Кроме того, постоянные тревоги, обстрелы и отсутствие электричества создают очереди в портах.

 

Все это привело к повышению стоимости перевозок с 1,5 грн за тонно-километр до 3-3,5 грн. При этом многие водители отказываются ехать в порт.

 

Ранее трейдеры, которым не хватало товара для отгрузки, предлагали премии за быстрые поставки на СРТ или DAP. Однако сейчас эти премии почти исчезли, поскольку в портах сложно быстро выгрузиться и новые партии на CIF и FOB трейдеры почти не контрактуют.

 

Крупные компании с собственными элеваторными сетями часто платят на внутреннем рынке цены на 3-5 $/т больше, чем эквивалент в портах. Фермерам не нужно тратить время в очередях или замораживать средства, уменьшается плечо доставки (100-200 км от хозяйства), а трейдеры загружают складские мощности, накапливая нужные объемы.

 

Логика крупных мультинациональных компаний проста – они ожидают, что в январе - феврале стоимость перевозок снизится, и тогда можно будет экспортировать продукцию. Однако, если крупные трейдеры могут пол года держать запасы, то малые и средние компании находятся в сложной ситуации, просчитывая, сохранять ли команды после Нового года. Общая логика такова – лучше не потерять то, что есть, чем заработать несколько долларов, и взять на себя все риски.

 

На этом фоне в портах резко снизились цены на кукурузу – с 211-212 $/т несколько недель назад до текущих 207-208 $/т, а после последних обстрелов и до 203-204 $/т. Покупатели не готовы платить больше за товар, который все равно не поедет.

 

Ситуация с пшеницей еще сложнее, поскольку рф активно демпингует на рынках Египта и Турции, продавая пшеницу с лучшим протеином за меньшие деньги. В то же время, спрос со стороны Европы остается низким. Уже несколько недель CIF-FOB – контракты на пшеницу по крупным судам из Украины почти не считаются из-за высоких рисков и низкой маржи.

 

А вот экспортный спрос на украинскую сою остается очень высоким, поскольку трейдеры не могут сформировать нужные партии и вынуждены платить максимальные цены даже за небольшие объемы.

Комментарии посетителей (0):