Cтавки аренды зерновозов Укрзализныци выросли до самого высокого с 2023 года уровня, что ведет к росту стоимости перевозок

2025-11-13 08:55:29
Cтавки аренды зерновозов Укрзализныци выросли до самого высокого с 2023 года уровня, что ведет к росту стоимости перевозок

Обстрелы и повреждения железнодорожной инфраструктуры, а также отключение электроэнергии как в местах погрузки, так и разгрузки в портах снизили оборот вагонов зерновозов и привели к резкому росту тарифов на перевозку железнодорожным, а следом и автомобильным транспортом.

 

Из-за задержки уборки урожая кукурузы у поставщиков в ноябре возникла потребность в дополнительных вагонах для ускорения поставок в порт. Ставки на перевозку по железной дороге на расстояние до 500 км выросли за два месяца на 30%, а иногда на 50% - с 700 до 1000-1300 грн/т. А после последних аукционов на государственные зерновозы экспедиторы подняли свои ставки на ноябрь уже в 2-3 раза по сравнению с сентябрем – октябрем. Это привело к росту цен на автоперевозки, и сейчас грузы иногда дешевле доставлять автотранспортом, чем по железной дороге.

 

Так, по итогам аукционов «Прозорро.Продажи» 11 ноября средневзвешенная стоимость использования зерновозов собственности АО «Укрзализныця» достигла наивысшего с 2023 г. уровня 5378 грн/сутки (без НДС), тогда как в сентябре она не превышала 200 грн/сутки (без НДС), а в октябре приблизилась к 2000 грн/сутки. Таким образом, за два месяца цена выросла более чем в 25 раз.

 

Эксперты RAIL.insider объясняют такой рост ухудшением ситуации с движением, значительными простоями вагонов. На прошлой неделе объем погрузки превышал объем выгрузки примерно на 275 вагонов в сутки. Это приводит к накоплению загруженных вагонов в сети и усиливает дефицит пустых вагонов и спрос на них.

 

При этом эксперты обращают внимание на особый статус вагонов Укрзализныци: «Когда АО «Укрзализныця» реализует свои зерновозы через аукционы, она гарантирует 100% подачу под погрузку и несет ответственность в случае невыполнения. Это создает дополнительную привлекательность, ведь УЗ как владелец вагонов и перевозчик в одном лице имеет большие возможности для гарантий. В то время, как другие операторы зерновозов зависят от перевозчика. Поэтому зерновозы УЗ могут быть более привлекательными в периоды дефицита порожняка и проблем с движением».

Комментарии посетителей (0):