Аналитики ожидают дефицита сырья в европейском секторе биотоплива уже в ближайшее время

2025-11-11 13:33:56
Аналитики ожидают дефицита сырья в европейском секторе биотоплива уже в ближайшее время

Сектор биотоплива в ЕС – одном из крупнейших мировых рынков – может получить дефицит сырья в результате увеличения спроса и ужесточения экологических требований, считают эксперты CME Group.

 

Усиливающийся спрос на возобновляемое сырье со стороны производителей биотоплива создает риски перебоев поставок, что на фоне процесса декарбонизации повышает волатильность цен и снижает маржу.

 

По данным Argus Media, в 2025 г. объем потребления биотоплива в ЕС вырастет по сравнению с 2024 г. на 10% до 30,6 млрд литров.

 

Последняя редакция Директивы о возобновляемой энергии (RED III) устанавливает цель использования 42% возобновляемой энергии к 2030 году. Для транспортной отрасли цель – 29% возобновляемой энергии и снижение парниковых выбросов на 14,5%. По сравнению с RED II, общий показатель возобновляемой энергии повышен с 32% до 42,5%, однако срок его выполнения оставлен неизменным – 2030 год.

 

Рынки сырья готовы к структурной трансформации: расширение обязательных квот и жесткие требования устойчивости стимулируют переход к внутреннему производству и использованию отходов в качестве сырья. В то же время, отдельные виды растительного сырья выводятся из обращения, что усиливает зависимость от рапсового масла, использованного кулинарного масла (UCO) и других отходов, нужных в авиации и морском транспорте. В области тяжелых грузовиков, где действует программа по смешиванию биотоплива, растет потребление биодизеля.

 

Усиление дефицита сырья будет способствовать повышению ценовой волатильности. Доступность использованного кулинарного масла (UCO) будет сокращаться по мере роста внутреннего потребления в Азии. Без появления новых источников сырья или расширения сбора UCO дефицит может наступить уже в 2028–2030 годах.

 

Дополнительное сырье понадобится и в авиации, где спрос на постоянное авиационное топливо (SAF) стремительно растет, хотя сейчас оно занимает лишь 2% рынка авиатоплива, но к 2050 г. доля вырастет до 70%.

 

По оценкам Argus Media, в 2025 году мощности по производству восстанавливаемого дизеля и SAF в Европе вырастут до 6,3 млн т, а еще 0,7 млн т находятся в фазе строительства. По сравнению с 2024 г. производство SAF вырастет на 17% до 2,4 млн т, а биодизеля – на 16% до 4,5 млн т.

 

Такие тенденции усилят конкуренцию за сырье. По прогнозам Argus Media, к 2030 г. совокупный объем традиционного и отходного сырья составит 43 млн т, но спрос со стороны производителей биодизеля и SAF продолжит расти.

 

На фоне усиливающегося спроса в ЕС продолжит расти производство рапса для биодизеля, поэтому фермеры активно сеют рапс как в ЕС, так и в Украине.

 

Согласно отчету компании Expana, площади сева рапса в Евросоюзе в 2026/27 МГ составят 6,46 млн га, что будет максимальным показателем последних 16 лет, и превысит показатель прошлого года на 7%, а средний пятилетний - на 11%.

 

При этом аналитики не учитывают влияние роста продаж и использования электрокаров, что продолжит существенно снижать спрос на ископаемое топливо.

Комментарии посетителей (0):