Украина увеличивает экспорт через порты Черного моря, но пока основные объемы отгружают дунайские порты
В сентябре Украина экспортировала морским и речным транспортом 2,4 млн т агропродукции, из которых 99% прошло через порты Дуная, - сообщает компания Spike Brokers в своем Telegram-канале.
Дефицит предложений флота для поставок зерна новым морским коридором поддерживает ставки фрахта на высоком уровне, например, для фрахта «хенди» из Черноморска в Испанию ставка составляет 60-65 $/т. В то же время, стоимость речного флота снизилась после начала работы зернового коридора.
По состоянию на 5 октября ставки транспортировки из порта Измаил водным транспортом составляли:
- Констанца (Румыния) – 40-45 € (1-3 тыс т),
- Восточная Италия – 65-40 $ (4-6 тыс т),
- Греция – 55-57 $ (3-4тыс т).
Из порта Черноморск ставки транспортировки составляют:
- Испания – 60 $ (25-35 тыс т),
- Китай – 100 $ (55-65 тыс т).
Ставки фрахта для перевозки зерна новым коридором сейчас находятся на уровне сентября 2022 г., – рассказал директор BPG Shipping Г. Иванов.
Он сообщил, что «в начале работы альтернативного коридора страховка выросла до 3% по сравнению с 0,75–1% в мае, поскольку в ставку были заложены все возможные риски. Через неделю ставки снизились, а сейчас они стабилизировались на уровне сентября 2022 г., когда начало работать зерновое соглашение. В общем, фрахтовый рынок вырос и его нельзя сейчас сравнивать с майским. Индекс BDI вырос, и Черное море стало активнее благодаря началу зернового сезона».
Возобновление работы черноморских портов активизирует перевозку зерна по железной дороге. И аграрии надеются, что Укрзализныця не повысит тарифы, чтобы снова получать сверхприбыли, поскольку перевозки агропродукции остаются наиболее прибыльным направлением работы УЗ.
В 2022 году Укрзализныця воспользовалась форс-мажорной блокировкой экспорта, и только за пользование государственным парком зерновозов аграрии в условиях войны в прошлом году заплатили 4,244 млрд грн. по сравнению с 1,591 млрд. грн. в 2021 г. и 0,506 млрд грн. в 2020 г.
Аграрии не ожидали, что во время войны значительная часть средств от экспорта сельхозпродукции останется у логистических компаний, поэтому на фоне подорожания стоимости железнодорожных перевозок и падения цен на зерно увеличили автопарк собственных зерновозов, чтобы самостоятельно доставлять зерно в порты Дуная.
Из-за этого в 2023 г. УЗ, вероятно, не удастся получить рекордные финансовые результаты от аренды вагонов-зерновозов и тарифов, а повторение действий, обусловивших рост доходов в 2022 г., теперь приведет к потере значительной доли грузовой базы и источника поступлений.