Дефицит судов, дорогой фрахт и низкие цены на зерно сдерживают экспорт из портов Дуная

2023-08-18 12:05:11
Дефицит судов, дорогой фрахт и низкие цены на зерно сдерживают экспорт из портов Дуная

Высокая стоимость фрахта, низкие цены на зерно и масличные культуры и дефицит флота сдерживают торговлю в основных речных портах Дуная и замедляют поставки основным сейчас для Украины экспортным маршрутом, - сообщает Agricensus.

 

Еще до завершения зернового соглашения торговля через Дунай набирала обороты, поскольку считалась значительно более безопасной. Но после обстрелов рф дунайских портов часть судовладельцев вышла из региона, а оставшиеся – резко повысили ставки фрахта на фоне роста рисков. С середины июля фрахт для каботажных судов вырос на 25 $/т до 65 $/т.

 

Многие забронированные для загрузки суда ожидают от терминала подтверждения наличия груза, прежде чем войти в порт. В очередях на вход и выход из Сулинского канала судна ожидают по 5-10 и более дней. На вход в канал сейчас стоит 90, а на выход – 40 судов.

 

Румыния планирует увеличить количество лоцманов (сейчас их работает 4-5 ежедневно), чтобы активизировать движение по Сулине, но неизвестно, произойдет ли это в ближайшее время. При этом вовлечь в работу украинских лоцманов Румыния отказалась.

 

Украина открыла для движения канал в устье реки Быстрое, но осадка судов там ограничена 7 метрами, поэтому он может использоваться только для захода в порт.

 

Аналогичная ситуация наблюдалась в мае – июне 2022 г., до открытия зернового коридора. Тогда в очереди на вход в Дунай находилось 70 судов. И только после подписания 22 июля 2022 г. зернового соглашения часть трейдеров начала работать через глубоководные порты Южный, Одесса и Черноморск.

 

Сейчас непонятно, сможет ли Украина экспортировать зерно из портов Черного моря, хотя ВМС ВСУ открыли временные гуманитарные коридоры. Но судовладельцы не рискуют заходить в черноморские порты, а страховые не покрывают риски, пока рф не подтвердит безопасность движения в регионе.

 

Однако в прошлом году (в начале российской агрессии) цены на зерновые и масличные культуры были на 40-118 $/т выше, чем сейчас, что даже на фоне высокой стоимости фрахта делало украинскую продукцию конкурентоспособной. Но рекордный урожай в рф и падение мировых цен привело к снижению внутренних цен в Украине до уровня практически равного или уступающего себестоимости продукции, поскольку экспортеры опускают цены, чтобы компенсировать рост расходов на фрахт и логистику.

 

По прогнозам МСХ, Украина в этом году увеличит урожай по сравнению с прошлым годом на 5% до 76,7 млн т, что также усилит давление на цены.

Комментарии посетителей (0):