Европейский рынок биотоплива будет ориентироваться на волатильность рынков растительных масел

Ожидается, что в 2025 г. европейский рынок биодизеля будет расти благодаря мандатам, стимулирующим спрос, но его ждут проблемы с доступностью сырья и высокими ценами на биотопливо. Детальнее об этом в отчете S&P Global Platts.
Изменение торговых потоков UCO
Введение Трампом тарифов на импорт товаров из Китая (в том числе растительных масел) может изменить торговые потоки в сторону ЕС. По данным S&P Global Commodity Insights, за 10 месяцев 2024 г. импорт UCO из Китая в США составил 1,075 млн т, что вдвое превышает показатель 2023 г. (536,729 тыс т). Некоторые компании США отказываются от китайского сырья и переходят на продукцию из других стран.
Если Трамп введет таможенную пошлину на импорт UCO, то поставки из ЕС вырастут и цены снизятся, в противном случае эффект будет противоположным.
Еврокомиссия с 16 августа 2024 г. вела антидемпинговые пошлины в размере 36,4% на импорт из Китая биодизеля и дизеля из возобновляемых источников. При этом для 40 компаний, сотрудничавших со следствием, ставка составит 23,7%. В феврале 2025 г. временные пошлины должны заменить постоянными мерами.
Рост спроса на авиационную и морскую продукцию
После введения в действие в 2025 г. новых мандатов производители биодизеля, морская отрасль и авиационное чистое топливо будут конкурировать за ограниченные поставки сырья UCO. К 2025 г. доля SAF в авиационном топливе в ЕС должна быть не менее 2%. Основная часть затрат SAF приходится на сырье, и все большее количество конкурентов в разных отраслях пытаются увеличить объемы производства, чтобы выполнить свои цели по снижению содержания углерода.
Соответственно в морском секторе с 2025 г. операторы должны сократить выбросы парниковых газов от топлива, используемого судами в процессе торговли с ЕС, на 2%. Переход от традиционного нефтяного топлива на биотопливо усилит спрос на UCO, но пока неизвестно, будет ли это В24, В30 или В50.
Сокращение запасов растительных масел
Ожидаемые сбои в поставках растительных масел создадут проблемы для производителей биодизеля. Участники рынка постепенно сокращают использование пальмового масла в соответствии с Директивами ЕС по возобновляемым источникам энергии и вырубке лесов.
Одним из основных видов сырья для производства биодизеля в ЕС является рапсовое масло, которое хорошо смешивается даже при низких температурах, что делает биотопливо из него адаптированным к холодным регионам. Однако сокращение мирового производства рапса усиливает спрос на это масло, что приводит к росту цен. По прогнозу Commodity Insights, в ЕС и Великобритании урожай рапса в 2024/25 МГ составит 17,9 млн т.
В настоящее время 20% производимых в мире растительных масел используются в области биотоплива. Поэтому в 2025 и 2026 гг. в мире может возникнуть дефицит растительных масел для пищевого использования.
Проблемы с соблюдением требований
Платформа отслеживания биотоплива ЕС, база данных Союза по биотопливу, может привести к сокращению поставок, - считают эксперты BioLedger. Введение UDB, которое отслеживает глобальный баланс и позволяет Еврокомиссии быстро реагировать на мошенничество, может сократить поставки, поскольку определенные продукты не будут отвечать критериям. Это снизит доступность UCO и приведет к росту цен.
Комиссия еще работает над запуском базы Союза по биотопливу, но участники рынка отмечают частичную функциональность европейской платформы балансировки массы, - сообщает Европейская биогазовая ассоциация.
Соблюдение требований в 2025 г. станет дороже, поэтому стоит ожидать роста премии на биотопливо и стоимости кредитов.