Из портов Дуная Украина экспортирует зерно судами, возраст которых превышает 40 лет

2023-08-29 09:58:12
Из портов Дуная Украина экспортирует зерно судами, возраст которых превышает 40 лет

Для отгрузки зерна из дунайских портов Украины экспортеры привлекают все имеющиеся суда с дедвейтом 1,5-8 тыс. т, поэтому сейчас работают преимущественно суда в возрасте 35-60 лет, хотя их срок службы обычно составляет 25-30 лет.

 

Во время работы зернового коридора в порты Дуная заходили значительно большие зерновозы, в частности в июне – судно Блу Гейт дедвейтом 24 тыс т.

 

Использование старого флота позволяет решить возникшую после завершения зерновой сделки проблему страхования. С мая 2023 г. Кабмин активно работает над планом «Б», который должен заменить зерновой коридор путем создания страхового фонда в 500 млн $ для покрытия рисков повреждения судов из-за атак рф. На прошлой неделе было объявлено о завершении работ по созданию международного страхового пула, однако механизм до сих пор не заработал.

 

Замглавы комитет ВР по транспорту и инфраструктуре Ю. Клименко заявила, что «скептически относится к государственным страховым фондам, поскольку они заинтересованы в минимизации бюджетных расходов».

 

Но трейдерам нужно выполнять контрактные обязательства, а аграриям вывозить зерно, поэтому они не могут ждать и используют механизм минимизации рисков без полноценного страхования, доставляя зерно мелкими партиями и старыми судами. Именно армада мелких старых зерновозов обеспечила рост объемов перевалки украинского зерна через порт Констанца.

 

Добраться из портов Дуная до Констанцы можно Сулинским каналом, не выходя из территориальных вод Румынии, или с высоким риском атаки со стороны рф - через устье Быстрое, выходящее в украинскую акваторию. Именно этот риск компенсируется использованием старого флота.

 

 

Для экспорта нефти на фоне санкций рф использует старые танкеры (так называемый призрачный флот), а с июля начала активно фрахтовать старые небольшие зерновозы, запросы на которые выросли на 40%, а цены подскочили почти вдвое. С начала августа ставки фрахта в направлении Израиля выросли на 8%, а к восточному Средиземноморью – на 4-6%.

 

Однако анализ грузопотоков свидетельствует о том, что в российских портах обслуживают преимущественно крупные зерновозы, а владельцами незначительного количества мелких судов являются компании из арабских стран и Турции, на которые могут влиять политические договоренности. То есть, если президент Турции будет активно выступать за возобновление зернового соглашения, то контракты судовладельцев с российскими экспортерами могут быть приостановлены.

 

Ставки фрахта из Рени и Измаила остаются на высоком уровне 40-50 $/т до Констанцы и 70-80 $/т до портов Испании или стран Средиземноморья, но могут еще больше вырасти при необходимости экспорта значительных объемов кукурузы, если до этого не возобновится отгрузка через порты Черного моря. Все это приведет к дальнейшему снижению закупочных цен на зерно в Украине.

Комментарии посетителей (0):