После пролонгации зерновой сделки начали расти ставки на перевозку

2022-11-24 21:55:08
После пролонгации зерновой сделки начали расти ставки на перевозку

После решения о продолжении работы зернового коридора начался рост ставок на железнодорожные и автомобильные перевозки в направлении портов, но сокращение объема перевозок в текущем и следующем сезоне может ограничить аппетит перевозчиков.

 

В начале ноября из-за неопределенности с судьбой зерновой сделки трейдеры увеличили поставки зерна в сторону западных границ. Как следствие, по состоянию на 17.11.22 очередь из загруженных зерном вагонов на западных переходах достигла 7047 шт, тогда как на 10.10.22 их было 3220 шт. Всего за месяц очередь вагонов со всеми видами грузов на западных переходах выросла с 14,6 до 19,3 тыс. вагонов (в июле она достигала 42 тыс.), а расчетный срок ожидания составляет 30-69 суток.

 

После продления зерновой сделки трейдеры активизировали поставки в направлении портов, а Укрзализныця повысила первоначальную ставку на аукционах по пользованию зерновозами. Если в октябре – ноябре она составляла 2817 грн/вагонодень (а в июне вообще 2167 грн/вагонодень), то на 23.11.22 начальная цена выросла на 53% и достигала 4300 грн/вагонодень.

 

В "Укрзализныце" увеличение ставки объясняют значительной утилизацией вагонов в течение последних 3 месяцев, увеличением очередей на западных переходах и отменой лимитов на их накопление со стороны УЗ. Кроме того, УЗ лимитирует объемы лотов с коротким временным горизонтом подачи вагонов под погрузку.

 

Эксперты предупреждают, что грузовая база для перевозок зерна в следующем году может резко уменьшиться (почти в 2 раза) вследствие уменьшения площадей сева, урожайности (из-за сокращения использования удобрений на 30-40%) и удорожания логистики, выросшей для портов Украины в три раза, а для портов ЕС – вдвое.

 

Совладелец группы «Агродар» и «ТД Зернари» Иван Мирошниченко считает, что вследствие неэффективно организованного зернового коридора и избытка продукции на рынке все риски цепей поставки закладываются в конечную цену товара. Владелец судна за фрахт и страхование рисков получает 20-25 $/т, а с учетом простоев в 2-3 недели теперь 30-35 $/т, стоимость перевалки в портах выросла на 15-20 $/т, хотя риски демереджей кораблей и простоев транспорта ложатся на экспортеров, УЗ подняла тарифы в 2-2,5 раза, маржа трейдеров выросла до 25-30 $/т. Поэтому при цене на кукурузу и пшеницу в пределах 120 $/т логистика съедает 60-80 $/т, а производители получают убытки и думают, следует ли сеять зерно в следующем году, поскольку все зерновые культуры реализуются с убытком, а масличные по себестоимости или с незначительной прибылью

 

Теперь возникает вопрос – что будет делать УЗ, когда не будет что возить, снова поднимет ставки? Или может ей следует увеличивать предложение на аукционах, чтобы сбалансировать интересы всех участников рынка.

Комментарии посетителей (0):