Количество перегрузочных терминалов на западе Украины растет в ожидании дальнейшей интеграции с ЕС

2024-02-22 12:32:31
Количество перегрузочных терминалов на западе Украины растет в ожидании дальнейшей интеграции с ЕС

С начала полномасштабного вторжения рф и блокировки морских портов Украины сухопутные логистические хабы помогли создать альтернативные маршруты экспорта и отгрузить значительные объемы агропродукции – рассказывает Elevatorist.com.

 

С марта 2022 г. по декабрь 2023 г. по железной дороге экспортировано 36 млн т агропродукции. Для этого предпринимателям пришлось увеличить количество перегрузочных терминалов в западных регионах страны.

 

За последние два года около 30 компаний получили разрешение на создание железнодорожной инфраструктуры у границы для строительства перегрузочных терминалов. Уже заработали 7 пунктов и еще 12 достраиваются. Почти на всех железнодорожных ветвях в ЕС работают по 2-3, а иногда и по 4 терминала, 70% из которых построены после февраля 2022 г.

 

По данным Укрзализныци, сейчас в Украине работает 16 терминалов, позволяющих переваливать 1186 вагонов с зерном в сутки. Вблизи границ с Украиной в Польше работает 13 логистических хабов, в Румынии – 9, Венгрии – 11, Словакии – 7, а всего это 56 терминалов, где перегружают зерновые грузы.

 

В приграничную инфраструктуру вкладываются значительные инвестиции, чтобы вывести ее на максимальную мощность. Вблизи границы строят как простые перегрузочные хабы стоимостью 100-150 тыс. $ без емкостей для хранения, переваливающие 15-25 тыс. т продукции ежемесячно, так и большие терминалы, которые смогут отгружать на колею более 500 т зерна в час.

 

Однако до сих пор не полностью использована пропускная способность железной дороги на границе, поскольку нагрузка на переходы неравномерна. В пиковые периоды перевозки зерна через Ягодин и Мостиску достигают максимума возможностей, но эти объемы можно увеличить вдвое, если наладить работу контролирующих служб и перевозчиков.

 

Некоторые переходы не оборудованы для работы с зерновыми грузами, поэтому их нужно модифицировать. Так, переход Рава-Русская – Верхрата задействован исключительно для перевозки глины и угля, и за два года войны не принял ни одной тонны зерна. Несмотря на привлекательность логистики через Румынию, по переходу Дяково – Халмеу перевозится лишь 1/10 часть отечественного агроэкспорта.

 

Однако не все компании заинтересованы в инвестициях в приграничную инфраструктуру, поскольку не могут предусмотреть их эффективность в долгосрочной перспективе. Кроме технических возможностей предприятия нужно учесть объемы зерна, которые нужно будет переваливать, когда в полную силу заработают морские порты. Также следует учесть пропускную способность инфраструктуры по ту сторону границы во избежание простоев вагонов.

 

Многие компании отказались от строительства пограничных терминалов, поскольку считают в перспективе сухопутную логистику менее выгодной, чем морскую. Увеличение количества подвижного состава снизит стоимость перевозок в порты, поэтому из западных регионов (где выращивается 35-40% или 25-30 млн т отечественного зерна) будет выгодно везти товары в ЕС, а из других областей Украины – в порты Одессы.

 

Следует учесть, что рф и дальше будет пытаться заблокировать работу морских портов, поэтому нужно развивать сухопутную инфраструктуру, чтобы ее эффективность обеспечила конкурентные ставки и преимущество.

 

Сейчас стоимость железнодорожных перевозок в ЕС выросла с 30-35 евро/т до 70-75 евро/т, но она снизится на фоне стабильной работы морпортов и сбалансированных отгрузок в сторону границ. Тогда пограничные терминалы станут точками трейдинга, где будет определяться спрос европейских покупателей.

 

Легче всего сейчас перевозить зерно по железной дороге через Румынию и Словакию, тяжелее всего – через Польшу. Есть проблемы с подачей подвижного состава со стороны ЕС и блокированием границ польскими бастующими.

 

По мере интеграции Украины на рынки ЕС сопротивление со стороны фермеров других стран будет расти, и к этому следует быть готовыми. Какое-то время еще будут продолжаться забастовки и препятствие экспорту.

 

Напомним, что в 2023 г. железной дорогой экспортировано 10 млн т агропродукции, автомобилями – 3,2 млн т, морскими портами – 47 млн т. В январе 2024 г. железной дорогой экспортировано 685 тыс т агропродукции, автомобилями – 140 тыс т, морскими портами – 5, 5 млн т. Больше всего через западные границы перевозили кукурузу, пшеницу, рапс и растительные шроты.

Комментарии посетителей (0):