Аграрии призывают Укрзалізницю снизить тарифы на перевозку

2022-12-27 13:13:12
Аграрии призывают Укрзалізницю снизить тарифы на перевозку

Противостояние аграриев и государственного железнодорожного перевозчика достигло исторического пика. В этом невероятно сложном сезоне сельхозпроизводители противостоят трем кризисам: двум стихийным – войне и неблагоприятной погоде и одному искусственному – завышенной стоимости железнодорожных перевозок. Об этом шла речь на круглом столе «Агросектор + железная дорога: открытый диалог ради совместной выживаемости и развития», который на днях провели в Киеве представители АПК и эксперты.

 

Обычно по железной дороге зерно перевозилось в порты, а с началом войны маршруты переориентировали на западные границы. Это вызвало проблемы из-за ограниченности пропускной способности пунктов перехода и дефицита европейских вагонов. Но Укрзализныця принимала гораздо больше грузов, чем могли перевалить переходы, поэтому вскоре все 18000 вагонов-зерновозов остановились в очередях, сроки доставки выросли до нескольких месяцев, а из-за дефицита вагонов цены на них резко выросли. Железнодорожная логистика с прошлогодних 20 $/т подорожала до 150-200 $/т, что составляет 70% цены на зерно.

 

Стоимость логистики состоит из тарифа на перевозку и стоимости вагонов. Летом, в начале сезона тариф повысили на 70% с 6,5 до 11 $/т, а цены за пользование вагонами выросли с 2000 до 14600 грн/сутки, поскольку УЗ создала искусственный спрос для активной утилизации собственного парка, - считают аграрии. Причиной этого является отсутствие системы планирования перевозок, координированной с графиками иностранных перевозчиков.

 

После открытия зернового коридора большинство зерновых грузов было перенаправлено в направлении портов, что повысило эффективность использования вагонов, но не устранило их дефицит. Если до войны УЗ управляла потоками посредством конвенций, то сейчас контроль отсутствует. Это означает, что при приеме грузов к перевозке сразу планируются их простои, что наносит ущерб владельцам. Чем больше стоят вагоны, тем больше владельцы вагонов зарабатывают и теряют аграрии.

 

К сожалению, агросектор сделали основным донором Укрзализныци, поскольку фермерам сложно организоваться для защиты своих интересов. А УЗ повышает собственную доходность, нанося ущерб аграриям, что не достойно для государственной компании страны, где идет война. Железнодорожная логистика поставила агросектор на грань выживания, и уже весной немногие смогут провести посевную. А те, кто сможет, будут думать, что будут делать с будущим урожаем.

 

В УЗ рост тарифов объясняют подорожанием энергоносителей и высоким спросом на вагоны, а также советуют аграриям пересмотреть собственную бизнес-модель, поскольку агросектор желает перевозить 50 млн т в год, тогда как возможности инфраструктуры не превышают 20-30 млн т. Дешевой перевалки через порты уже не будет, а мощность западных переходов ограничена, поэтому аграриям нужно экспортировать продукты с добавленной стоимостью – растительное масло, муку, крупы и т.п.

 

Это можно было бы принять, если бы речь не шла о выживании отрасли, оставшейся едва ли не единственной, которая еще работает. Наше зерно ждут в мире и готовы покупать его в довоенных объемах. Однако на фоне роста мировых цен мы ограничиваем свой экспорт и помогаем зарабатывать конкурентам. Кроме прямого ущерба фермеры имеют и косвенный – поскольку не могут заключать форвардные контракты из-за сложности с планированием перевозок.

 

По оценкам УКАБ, в 2023 г. площади сева сократятся еще на 20-25%, поэтому если не решить проблему, потеряем не только площади, но и рынки сбыта. А УЗ потеряет основных клиентов, поэтому удивительно, что она советует аграриям перестраивать бизнес, а не решает логистическую проблему, которую сама и создала.

 

Аграрии и эксперты рынка предлагают создать Единый центр планирования перевозок, координирующий работу грузовладельцев, перевозчиков, терминалов и иностранных компаний. В то время как сейчас система планирует только операции УЗ, а все остальные должны под них подстраиваться. В итоге удастся избежать простоев грузов, снизить затраты на перевозку и повысить их эффективность. Для внедрения инициативы необходима политическая воля правительства Украины и согласование вопросов с соседними странами.

 

Сейчас фермеры наращивают собственный автопарк, чтобы уменьшить зависимость от УЗ. Поэтому на аукционах УЗ фиксируется снижение ставок за пользование вагонами. Из выставленных на продажу 19 декабря 1750 вагонов выкупили 1140 или 65% по цене 3083,93 грн, а из выставленных 21 декабря 1750 вагонов выкупили 470 или 27% по цене 2848,06 грн, тогда как на торгах 13 и 14 декабря ставка превышала 4,3 тыс. грн/сутки.

Комментарии посетителей (0):