Замедление экспорта привело к перезагрузке терминалов подсолнечным маслом
Задержка отгрузки масла в Китай и страны Азии, а также строгие карантины для судов привели к тому, что украинские портовые терминалы растительных масел загружены почти на 100%, что препятствует отгрузкам готовой продукции с перерабатывающих предприятий.
В компании RISOIL сообщили, что прием масла не останавливали, а даже увеличили в 2,5 раза заявленную мощность приема автоцистерн. Хотя и наблюдают у трейдеров проблемы с фрахтом судов и постановкой их под загрузку. Однако критичной ситуацию не считают, поскольку благодаря грамотной логистике компания перераспределяет грузовые потоки между двумя терминалами в Черноморске и Южном порту.
Также менеджмент RISOIL отмечает, что ситуация, когда клиенты придерживают грузы, повторяется ежегодно. Сейчас на рынок с новым урожаем выходит Аргентина, поэтому все придерживают груз в ожидания изменения цены на масла.
В компании Allseeds отметили, что за последние 2-3 дня их терминалы отгрузили два судна масла объемом 60 тыс. т, поэтому сейчас принимают 3-4 тыс т масла в сутки. Терминалы, которые имеют высокую мощность и эффективность, получают долгосрочные контракты на перевалку.
По данным коммерческого директора компании «Пологовский МЭЗ» А. Лозиченко, сейчас в украинских портовых терминалах находится 570 тыс т масла, тогда как обычно этот показатель не превышает 400 тыс т.
Покупатели не спешат отгружать масло в ожидании дальнейшего снижения цены. Также они надеются на снижение цены фрахта.
Вследствие этого объемы переработки масличных в Украине уменьшаются. Мелкие переработчики, не имеющие контрактов на продажу по высоким ценам, уже остановились, а большие страдают из-за дефицита сырья, поскольку не могут покупать подсолнечник по высокой цене.
Если в декабре масло подорожало на 20%, то уже в январе, с началом распространения вируса Covid -19, цены опустились до начального уровня. Все надеялись, что это падение будет временным, как и сокращение спроса на внешних рынках. Однако цены на соевое и подсолнечное масло начиная с февраля упали на 15%. Если в январе СПОТ цена масла на FOB Черноморск составляла 820 $/т, то сейчас она составляет 660 $/т.
По оценкам Grain Trade, цены на отечественное подсолнечное масло падают из-за отсутствия спроса, а значительные портовые запасы не позволяют покупать подсолнечник, выросший в цене. Снижение цен на аргентинское соевое масло усиливает конкуренцию на рынке Индии, где украинское подсолнечное масло предлагают по 725-735 $/т CIF, а аргентинское соевое – по 655 $/т CIF.
По информации ФАО, индекс цен на растительные масла в марте упал на 12% в результате снижения цен на пальмовое масло и неопределенности с мировым спросом на растительные масла. Эту тенденцию поддержали соевое и рапсовое масла.
Как долго терминалы будут оставаться перегруженными маслом будет зависеть от цен. Хотя Украина и является влиятельным участником рынка растительных масел, в частности подсолнечного, однако не всегда может формировать ценовые тенденции.