Списание вагонов по возрасту может привести к экономической катастрофе в Украине
В Федерации работодателей транспорта Украины заявили, что решение Мининфраструктуры о списании железнодорожных вагонов по возрасту приведет к катастрофическим для отечественной экономики последствиям.
Генеральный директор Федерации В. Гусак заявил, «что в случае принятия соответствующего приказа до 2028 года придется списать почти 50 тыс единиц подвижного состава, прежде всего полувагонов и зерновозов, что будет составлять половину имеющегося парка. При этом Мининфраструктуры надеется, что соответствующее количество вагонов будет построено для замены, в частности 15-20 тысяч вагонов приобретет или построит Укрзализныця и 30 тыс вагонов обеспечат частные участники рынка. Однако ни частный бизнес, ни УЗ не имеют средств для закупки новых вагонов, а инициаторы решения не называют источников, из которых можно будет взять деньги».
Укрзализныця уже давно не выполняет свою инвестиционную программу, и даже в лучшие годы ее выполнение не превышало 70%. В 2019 году компания выполнила лишь половину заявленных капитальных инвестиций. Поэтому существуют значительные сомнения в способности УЗ построить нужное количество вагонов.
Частным участникам рынка для приобретения 30 тыс вагонов нужно 50-60 млрд грн, которых они пока не имеют.
В Федерации считают, что принятие указанного решения приведет к значительному дефициту железнодорожных вагонов и, как следствие, к миллиардным убыткам для государства и частного бизнеса. Потенциальный дефицит вагонов эксперты оценивают в 20-30 тысяч, вследствие чего Укрзализныця может сократить железнодорожные перевозки грузов на 20% или 60 млн т, что эквивалентно 15 млрд грн. Как следствие, сократится производство у отечественного бизнеса, а валютные и налоговые поступления уменьшатся на миллиарды долларов и гривен.
Ранее экс-министр инфраструктуры В. Омелян заявлял, что обновлять подвижной парк Укрзализныци нужно, но сначала желательно модернизировать железнодорожную инфраструктуру и повысить качество перевозок.